Таинства

  1. ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ

    Таинство Крещения установил Господь Иисус Христос: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Крестясь, мы становимся христианами, рождаемся для новой духовной жизни, приобретаем звание Христовых учеников.
    Условием для принятия Крещения являются искренняя вера и покаяние.
    Приступить ко Крещению может как младенец – по вере родителей и восприемников (крёстных) – так и взрослый человек. Крёстными могут быть только верующие христиане, регулярно приступающие к церковным таинствам. Без принятия таинства Крещения спасение для человека невозможно.
    Если крестится взрослый человек или подросток, то перед крещением его оглашают. Слово «оглашать» означает сделать гласным, оповестить, т.е. объявить перед Богом имя человека, который готовится ко Крещению. Во время подготовки он изучает основы христианской веры. При совершении же самого таинства священник просит Господа сделать крещаемого членом Церкви и наследником вечного блаженства. При этом крещаемый отрекается от диавола, дает обещание служить Христу, и чтением Символа веры подтверждает свою веру во Христа как Царя и Бога.

За младенца дают обеты его восприемники (крёстные). Они берут на себя ответственность за духовное воспитание ребенка: молятся о своем крестнике (или крестнице), учат его молиться, рассказывают о Небесном Царстве и его законах, служат для него образцом христианской жизни.
 

 

  1. ТАИНСТВО МИРОПОМАЗАНИЯ

    Подобно тому, как за рождением человека на земле следует жизнь, так и за Крещением, таинством нового рождения, обычно сразу следует Миропомазание – таинство новой жизни.
    В таинстве Миропомазания новокрещёный получает дар Святого Духа. Ему дается сила свыше для новой жизни. Таинство совершается через помазание святым Миром. В древности Миро готовили и освящали апостолы Христовы, а затем их приемники – епископы. От епископов Миро получают пресвитеры (священники), которые чаще всего и  совершают таинство Миропомазания.
    Священник крестообразно помазывает определённые части тела крещёного человека святым Миром с произнесением слов «печать (т. е. знак) дара Духа Святаго. Аминь». В это время невидимо подаются христианину дары Святого Духа, при помощи которых он возрастает и укрепляется в духовной жизни. Чело (лоб), помазывается святым Миром как видимый знак освящения ума; глаза, ноздри, уста (губы), уши – как знак освящения чувств; грудь – освящения сердца; руки и ноги – освящения дел и поступков.

Так как Крещение есть духовное рождение, а рождается человек лишь однажды, то таинства Крещения и Миропомазания совершаются один раз в жизни. Об этом святой апостол Павел говорит в своём послании к ефесянам: «Один Господь, одна вера, одно Крещение» (Еф. 4, 4).

 

 

  1. ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ (ИСПОВЕДЬ)

    Таинство Покаяния Господь Иисус Христос установил затем, чтобы мы, каясь в своих грехах (т. е. плохих делах, словах и поступках) и стремясь к изменению жизни, могли получить от Него прощение. В таинстве Покаяния исповеданные нами грехи прощаются через священника Самим Богом.
    Что нужно для Исповеди?
    Для получения прощения (разрешения) грехов от кающегося требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и устное исповедание их. Также необходимы вера в Господа Иисуса Христа, твёрдое намерение исправить свою жизнь и надежда на милосердие Божие.
    Готовиться к Исповеди следует заранее. Для этого можно использовать брошюру «В помощь кающимся». Грехи лучше всего записать на листок бумаги. Необходимо помнить, что забытые и не исповеданные грехи тяготят душу, а также могут стать причиной душевных и телесных болезней. Сознательно скрытые грехи, обман священника – по ложному стыду или боязни – делают таинство Покаяния недействительным. Грех постепенно разрушает человека. Наоборот, чем тщательнее Исповедь и испытание совести, тем более очищается душа от грехов, тем ближе она становится к Царствию Небесному.

 

 

  1. ТАИНСТВО СВЯТОГО ПРИЧАСТИЯ (ЕВХАРИСТИЯ)

    Таинство таинств – Евхаристию – установил Господь Иисус Христос на Тайной Вечери в присутствии Своих учеников. В евангелии от Матфея об этом говорится так: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу, и благодарив, подал им и сказал: пейте от неё все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов» (Мф 26, 26-28).

В Причащении мы под видом хлеба и вина вкушаем Тело и Кровь Самого Господа Иисуса Христа, и, таким образом, Бог становится частью нас, а мы – частью Его, одним целым с Ним. Он становится нам ближе, чем самые родные люди; а через Него мы оказываемся одним телом и одной семьей со всеми членами Церкви, нашими братьями и сестрами. Об этом говорится в евангелии от Иоанна: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нём» (Ин. 6, 56).
Как готовиться к Причащению?
К Причащению святых Христовых Таин христиане готовятся заранее. Под этим подразумевается усиленная молитва, посещение богослужений, пост, совершение добрых дел, примирение со всеми, а также Исповедь, то есть очищение совести в таинстве Покаяния. Более подробно о подготовке к таинству Евхаристии можно узнать у священника.
Причащение составляет главную и существенную часть христианского богослужения. Согласно заповеди Христовой, данное таинство будет совершаться в Церкви Христовой до скончания века за богослужением, называемым Божественной литургией. Во время литургии хлеб и вино силою и действием Духа Святого прелагаются, т. е. пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христовы.

 

  1. ТАИНСТВО ВЕНЧАНИЯ (БРАКА)

Венчание, или Брак есть таинство, в котором при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью. Также в этом таинстве испрашивается благодать Божия для взаимной помощи, единодушия, а также благословенного рождения и христианского воспитания детей.
Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы «благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» (Быт. 1, 28). В таинстве Венчания двое становятся одной душой и одной плотью во Христе.
Чинопоследование таинства Брака состоит из двух частей: обручения и собственно венчания. Сначала совершается чин обручения жениха и невесты, во время которого священник при чтении соответствующих молитв надевает им обручальные кольца. Кольцо, не имеющее ни начала, ни конца, является символом бесконечности, знаком союза в любви безграничной и самоотверженной.
При совершении чина венчания священник торжественно возлагает на головы жениха и невесты венцы. Венцы – символы особого достоинства венчающихся и готовности к самопожертвованию друг ради друга. После этого, благословляя новобрачных, священник трижды возглашает: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их». В этом выражении заключается просьба к Богу соединить этих двоих в верности и любви друг к другу, в готовности нести любые испытания, болезни и скорби.
Перед совершением таинства жениху и невесте необходимо исповедаться и пройти подготовительную беседу со священником о смысле и целях христианского брака. А после – жить полнокровной христианской жизнью, регулярно приступая к таинствам святой Церкви.

 

  1. ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА

    Священство есть таинство, в котором избранный по правилам человек получает благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой. Посвящение в священный сан называется Рукоположением или Хиротонией. В Православной Церкви существуют три степени священства: диакон, пресвитер (священник, иерей) и епископ (архиерей).
    Посвящаемый во диакона получает благодать сослужить (помогать) при совершении таинств епископу или священнику.

Посвящаемый во иерея получает благодать совершать все таинства, кроме Хиротонии. Он проповедует Евангелие и совершает таинства Крещения и Миропомазания, совершает Евхаристию и причащает, совершает таинства Брака и Соборования, а также Господь через него прощает грехи раскаявшимся грешникам. Однако он не может совершать освящение святого Мира, а литургию имеет право служить только на освящённом епископом специальном плате, содержащем в себе частицу мощей святых угодников Божиих, – Антиминсе.
Посвящаемый во епископа (архиерея) получает от Бога благодать не только совершать все таинства, но и посвящать других для совершения таинств. Епископ – полноправный наследник благодати апостолов Христовых.
Рукоположение иерея и диакона совершает один епископ, рукоположение епископа – два и более епископа. Таинство Священства совершается во время Божественной литургии.
Став священнослужителем, рукоположенный принимает на себя обязанность служить Богу и людям, как служил в Своей земной жизни Сам Господь Иисус Христос и Его апостолы.

 

 

  1. ТАИНСТВО ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ (СОБОРОВАНИЯ)

    Таинство Соборования, или Елеосвящения это – таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем, призывается на него благодать Божия для исцеления телесных и душевных болезней.
    Установление таинства Елеосвящения восходит к апостолам, которые, получив от Иисуса Христа власть исцелять болезни, «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 13). Наиболее полно сущность этого таинства раскрыта апостолом Иаковом в его соборном послании: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).
    Как происходит Соборование?
    В центре храма ставится аналой с Крестом и Евангелием. Рядом устанавливается столик, на котором стоят сосуды с елеем и вином и блюдо с пшеницей. В пшеницу ставятся семь зажженных свечей и семь кисточек для помазания – по числу читаемых отрывков из Священного Писания. Все соборующиеся держат в руках зажжённые свечи, тем самым свидетельствуя, что Христос – свет в их жизни.
    Звучат песнопения и молитвы, обращенные к Господу и святым, которые прославились даром исцелений. Затем следует чтение семи отрывков из посланий апостолов и Евангелий. После каждого евангельского чтения священники помазывают освященным елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и кисти рук больных с обеих сторон. Это делается в знак очищения всех пяти чувств, мыслей, сердца и дел рук наших – всего того, в чём мы могли согрешить. Заканчивается Елеосвящение поочерёдным возложением Евангелия на головы всех принимающих таинство и чтением особой молитвы. Соборование не совершается над младенцами, потому что у них не может быть сознательно совершенных грехов. При тяжёлом заболевании верующие приглашают священника для совершения таинства на дому или в больнице.