Общие понятия православной веры

Общие понятия православной веры.

Святая Православная Церковь верует во Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную. Бог един по существу (т.е. по своей природе, по естеству) и троичен в Лицах. Единство Лиц Святой Троицы проявляется в том, что у всех у Них одни и те же свойства. Можно выделить 9 свойств Божиих:

  • Бог вечный. Он не подчиняется законам времени, более того, является Творцом и самого времени. Он был, есть и будет.
  • Бог неизменяемый. В нашем земном (материальном) мире всё подвержено изменению, всё постепенно разрушается, стареет и умирает. Бог же всегда остаётся Одним и Тем же.
  • Бог всемогущий. Он может всё, для Него нет ничего невозможного.
  • Бог вездесущий. Он одновременно находится во всех точках материального мира.
  • Бог всеведущий. Он всё знает, всё видит, всё слышит, от Него ничего не может быть скрыто: ни одно событие, совершившееся в прошлом, совершающееся в настоящем и имеющее совершиться в будущем.
  • Бог всеправедный. Он в высшей степени справедливый и правосудный.
  • Бог всеблагой. Он есть Сама Любовь, Само Добро.
  • Бог вседовольный (самодостаточный).В то время как человек не может существовать без пищи, пития, одежды, воздуха, крыши над головой и многого другого, Бог в Самом Себе имеет всё необходимое для Своего существования.
  • Бог всеблаженный. Он имеет в Самом Себе истинное блаженство, счастье, наслаждение.

Все перечисленные свойства равно принадлежат и Богу Отцу, и Богу Сыну, и Богу Духу Святому. Единство сущности и троичность Лиц Божиих можно проиллюстрировать на примере воды. Как известно, вода может находиться в трёх агрегатных состояниях —   твёрдом (лёд, снег), жидком (собственно вода) и газообразном (водяной пар); однако  сущность (химическая формула) её при переходе из одного состояния в другое не меняется.

Особенности Лиц Пресвятой Троицы следующие.

Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Бог Сын предвечно (т.е. до начала времени) рождается от Бога Отца; Бог Дух Святой предвечно исходит от Бога Отца. Сам способ рождения Сына и исхождения Духа для нас непостижим точно так же, как и Сам Бог, но указанные особенности можно пояснить на следующем примере.

Представим себе зажженную свечу. От пламени свечи рождается свет и исходит тепло. Бог Отец подобен пламени. Подобно тому, как от пламени рождается свет, Сын рождается от Отца; и как от пламени идёт тепло, Дух Святый исходит от Отца. Мы различаем отдельно пламя, свет и тепло, но осознаем их единство. Так и Святая Троица: в Ней три Лица, а Бог единый и нераздельный. При этом как нельзя сказать, что свет и тепло появляются позже самого пламени, так же и нельзя сказать, что Сын и Дух младше Отца.

Иисус Христос—это Сын Божий (2-ое Лицо Троицы), сшедший с небес и ставший человеком. Он воспринял всю полноту человеческого естества (дух, душу и тело) не переставая в то же время оставаться Богом. (Таким образом, в Иисусе Христе две сущности (природы) — Божество и человечество — и одно Лицо — Богочеловек). Произошло это следующим образом. Дух Святой (3-е Лицо Троицы) снизшел на Пресвятую Деву Марию и произошло сверхъестественное зачатие Сына Божия. При этом Она осталась Девой. По прошествии же девяти месяцев Она родила Своего Сына совершенно безболезненно.

Цель вочеловечения Иисуса Христа заключается в том, чтобы искупить падшее человечество от греха, проклятия и смерти. Искупление совершилось через добровольное распятие и смерть Сына Божия на Кресте. Но смерть не могла удержать в своей власти Начальника жизни и смерти, и в третий Он воскрес, силой Своего Божества оживив Своё человеческое тело. В течение следующих сорока дней, Он являлся Своим ученикам-апостолам, утверждая их в учении о Царствии Божием.

На сороковой день Иисус Христос вознёсся на небо, т.е. прославленной человеческой Своей природой взошёл туда, где всегда пребывал Своим Божеством. Ещё через десять дней Спаситель послал апостолам Святого Духа. Дух Святой (3-е Лицо Святой Троицы) сошёл на апостолов и дал им силу проповедовать Евангелие (т.е. благую весть о спасении) по всему миру, совершать чудеса и знамения, устраивать Царство Божие на земле – святую Церковь. Церковь – это Тело Христово, Сам же Христос – ее Глава. Подобно тому, как в человеческом организме отдельные члены соединяются в одно тело, так и все православные христиане, соединенные Духом Святым, образуют тело Христово – Церковь.