Символ Православной Веры

 Символ Веры – это краткое изложение Православной веры. Он состоит из 12 членов (частей).

Первый член.

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. Здесь говорится о первом Лице Пресвятой Троицы – Боге Отце. Слово верую значит признаю, вполне убежден, что всё учение веры, содержащееся в этом Символе истинно и справедливо. В Символе сказано: верую во единаго Бога –  для того, чтобы опровергнуть ложное учение язычников, которые, потеряв веру в единого Бога, признавали многих ложных богов. Бог есть Дух вечный, неизменяемый, всемогущий, вездесущий, всеведущий, всеправедный, всеблагой, вседовольный, всеблаженный. Бог называется Вседержителем, потому что Он всё в мире содержит в Своей власти. Он называется Творцом, потому что сотворил небо и землю, всё видимое и невидимое. Под именем невидимого здесь разумеются ангелы, т.е. духи, не имеющие тела, одаренные умом, волею и могуществом.

Бог сотворил из ничего небо и землю, а затем в течение шести дней создал видимый мир и, как венец всего творения, человека. Человека Бог создал  по Своему образу и  подобию (т.е. даровал ему разум и свободную волю). Господь имеет непрестанное попечение о сотворенном мире, хранит его и управляет им.

Второй член.

И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Во втором члене Символа Веры говорится о втором Лице Пресвятой Троицы – Сыне Божием. Имя Иисус значит Спаситель. Имя Христос значит Помазанник (в ветхозаветные времена цари, священники и пророки Избранного народа перед началом своего служения помазывались священным елеем и, таким образом, получали необходимые для своей деятельности дары Святого Духа. Спаситель же получил всю полноту даров Святого Духа, поэтому и называется Помазанником). Иисус Христос называется Сыном Единородным потому, что Он – единственный, Кто был рожден из самого существа Бога Отца. Сын Божий рожден от Бога Отца прежде всех век, т. е. до начала времени. Это значит, что Сын Божий так же вечен, как вечен Бог Отец. Слова Символа Веры Света от Света, Бога истинна от Бога истинна означают, что Сын Божий есть такой же Свет и истинный Бог, как и Бог Отец. Здесь же сказано: рожденна, несотворенна для того, чтобы показать, что Сын Божий был именно рожден Отцом, а не сотворен, как ангелы и люди. Слова Имже вся быша (т.е. все через Него начало быть) означают, что Отец сотворил мир при непосредственном участии Сына.

Третий член.

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Сын Божий сошел с небес и стал человеком, чтобы спасти всех людей от греха и смерти, наследованных нами от первых людей –  Адама и Евы. Под словом воплотившагося надо понимать то, что Сын Божий, не переставая быть Богом, воспринял плоть (тело) человеческую и сделался подобным человеку во всем, кроме греха. Иисус Христос воплотился от Девы Марии при сошествии на Нее Духа Святого. Слово вочеловечшася означает, что Сын Божий воспринял не одно только тело, но и душу человеческую. Святая Дева Мария называется Приснодевой потому, что Она всегда пребывала и пребывает Девой (слово присно означает всегда). Святая Церковь называет Деву Марию Богородицею и чтит превыше ангелов.

Четвёртый член.

Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

Чтобы совершить искупление рода человеческого, Иисус Христос добровольно предал Себя на страдания и крестную смерть. Страдал и умер Он не Божественной Своей природой, а человеческой. Слова при Понтийстем Пилате указывают на  время распятия Иисуса Христа: это произошло, когда Понтий Пилат был наместником римского императора в Иудее. В Символе Веры сказано страдавша, чтобы показать, что Иисус Христос, будучи распят, не казался только страждущим, как думали некоторые лжеучители, а действительно страдал, претерпев все мучения смерти на кресте. Тут же прибавлено и погребенна, чтобы показать, что Иисус Христос действительно умер, и был погребен в особо приготовленной для этого пещере.

Пятый член.

И воскресшаго в третий день по Писанием.

На третий день после Своей смерти Иисус Христос воскрес (ожил), т.е. силой Своего Божества оживил Свое человеческое тело. Выражение по Писанием означает, что это событие произошло именно так, как о нем пророчески написано в книгах Ветхого Завета.

Шестой член.

И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

На сороковой день по воскресении Своем из мертвых Иисус Христос вознесся на небо, т.е взошел туда, где всегда пребывал Своим Божеством. Сидение Иисуса Христа одесную, т.е. по правую сторону Бога Отца означает то, что Иисус Христос, по вознесении на небо, получил равные с Богом Отцом власть, могущество и славу (подобно тому, как в древности сидящий на троне справа от царя обладал наибольшей после царя властью).

Седьмой член.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

В этом члене говорится о втором пришествии Иисуса Христа на землю. Второе пришествие Его на землю будет иным, чем первое. В первый раз Спаситель приходил в смиренном виде, чтобы спасти людей. Во второй раз Он придет во славе, чтобы судить живых и мертвых, которые тогда воскреснут. Иисус Христос будет судить всех людей без исключения. Суд этот будет страшный и нелицеприятный, на нем откроются и будут осуждены не только все наши греховные дела, но и слова, мысли и желания. Срок Страшного Суда Божия для нас неизвестен, но в Слове Божием указаны некоторые признаки, указывающие на его приближение. Признаки эти следующие: оскудение веры и любви между людьми, умножение пороков и бедствий, проповедание Евангелия всем народам и, наконец, пришествие антихриста. Антихрист – это противник Христа. Он силою дьявола будет творить ложные знамения и чудеса, требовать себе божеской чести и всеми способами истреблять веру Христову на земле, но потерпит поражение от Спасителя и погибнет. Слова Символа Веры Егоже царствию не будет конца означают вечность блаженства праведников со Христом.

Восьмой член.

И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже

со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

В этом члене Символа Веры говорится о третьем Лице Пресвятой Троицы – Святом Духе. Дух Святой, также как Отец и Сын, является истинным Богом. Он называется животворящим, потому что даёт жизнь всем тварям и ниспосылает благодать Свою верующим людям, помогая им жить свято.Слова Символа Веры Иже от Отца исходящаго указывают на то, что Дух Святый исходит от Бога Отца и этим отличается от других Лиц Пресвятой Троицы.

 

Слова Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима означают, что Духу Святому должно воздавать поклонение и прославление, равное с Богом Отцом и Богом Сыном.

Словами глаголавшаго пророки выражается то, что Дух Святый в Ветхом Завете говорил через пророков, возвещавших людям волю Божию устно и письменно.

Девятый член.

Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Церковь есть установленное от Бога общество людей, соединённых между собою православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Церковь едина потому, что она есть одно духовное тело, имеет одну Главу – Христа и одушевляется одним Духом Божиим. Церковь называется святой потому, что она освящена учением, страданиями и крестной смертью Иисуса Христа. Церковь называется соборной, т.к. заключает в себе истинно верующих всех стран, времен и народов. Церковь называется апостольской, т.к. она распространена и утверждена на земле чрез Апостолов (слово Апостол означает посланник Божий), неизменно содержит их учение, и от нихх непрерывно, через преемственное рукоположение, ведет свою иерархию (священноначалие). Главным руководящим органом Церкви является Собор. Собор бывает Вселенским (общецерковным) и Поместным (внутрицерковным).

Десятый член.

Исповедую едино крещение во оставление грехов.

В этом члене говорится о Крещении, но подразумеваются и все остальные таинства Церкви. Таинством называется такое священнодействие, чрез которое таинственным образом сообщается верующему благодать Святого Духа. Таинств семь: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение.

Таинство Крещения состоит в том, что верующий, при троекратном погружении его тела в воду с произнесением слов: «Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь» очищается от грехов и возрождается в новую христианскую жизнь. Таинство Крещения совершается один раз в жизни.

Таинство Миропомазания состоит в том, что крещаемый через помазание частей его тела святым Миром, с произнесением слов: «Печать дара Духа Святаго. Аминь» получает дары Святого Духа, укрепляющие его в христианской жизни.

Таинство Покаяния (Исповеди) состоит в том, что кающийся исповедует Господу Иисусу Христу свои грехи в присутствии священника и через него получает прощение.

Таинство Причащения состоит в том, что верующий под видом хлеба и вина вкушает самые Тело и Кровь Христову, через это таинственно соединяется с Христом и становится в Нём причастником вечной жизни.

Таинство Священства состоит в том, что правильно избранный кандидат в священнослужители через архиерейское (епископское)  рукоположение и молитвы, получает Божественную благодать совершать таинства и пасти стадо Христово. Есть три степени священства: епископ, пресвитер (священник) и диакон. Диакон сослужит священнику или епископу при совершении ими таинств, священник совершает таинства по благословению епископа, а епископ не только совершает все таинства, но и поставляет других для совершения их.

Таинство Брака состоит в том, что по обоюдному согласию жениха и невесты благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается благодать для благословенного рождения детей.

Таинство Елеосвящения (Соборования) состоит в том, что при помазании больного священным елеем призывается на него благодать Божия, исцеляющая от болезней душевных и телесных.

Одиннадцатый член.

Чаю воскресения мертвых. Воскресение мертвых будет состоять в том, что тела всех умерших людей оживут, соединятся с их душами и станут нетленными и бессмертными. Это произойдет при втором пришествии Христовом. До всеобщего воскресения души праведных находятся в покое и преддверии блаженства, а души грешников в преддверии мучения. Душам умерших в вере, но не принесших плодов, достойных покаяния, могут помогать молитвы, милостыня и особенно приношение за них бескровной жертвы Тела и Крови Христовых. Тела тех людей, которые останутся в живых до пришествия Господа, мгновенно изменятся и сделаются такими же нетленными и бессмертными, как и у воскресших из мертвых. Нечто подобное будущему всеобщему воскресению мы наблюдаем каждой весной: деревья, казавшиеся безжизненными, оживают, одеваясь листвой; луга покрываются травой и т.д. Можно привести и другое сравнение. Для того чтобы семя, посаженное в землю, принесло плод, оно должно как бы умереть – т.е. полностью разложиться; иначе, оно не может дать жизнь новому растению. Подобно этому и тело человека – умирает и разлагается в земле, чтобы в последний день ожить и стать нетленным.

Двенадцатый член.

И жизни будущаго века. Аминь.

Жизнь будущего века настанет после всеобщего воскресения мертвых и Страшного Суда. Для праведников эта жизнь будет вечной радостью, для грешников – вечными страданиями. Кому-то может показаться, что вечные страдания грешников в аду несовместимы со свойством  благости Божией. Но, во-первых, Бог является не только всеблагим, но и справедливым; во-вторых, так же как человек с неполноценным телом не может испытывать все блага земной жизни, так и человек с душой, искалеченной грехом, не может вкусить благ Царствия Небесного.